Читай-ка (старшая группа)

Основной формой организации образовательного процесса является занятие. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность одного занятия 25- 30 мин.
    Программой предусмотрены теоретические и практические занятия.
Форма работы программы предполагает проведение двух занятий в неделю, во вторую половину дня. Общее количество занятий в год - 72. Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей дошкольного возраста проводится 2 раза в год (вводный - в сентябре, итоговый - в мае). 
Формы организации деятельности обучающихся на занятии:
•    Групповая. На занятии присутствуют дети одной воспитательной группы в количестве до 8 человек.
•    Индивидуальная. Позволяет оказывать помощь и консультации воспитаннику, включившемуся в образовательный процесс на любом этапе реализации Программы.

Программа занятий

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
     За основу программы взята методика и букварь Надежды Сергеевны Жуковой, рекомендованный Министерством образования РФ, как пособие по обучению чтению дошкольников. Букварь Н.С. Жуковой опирается на традиционную методику обучения чтению – от звука к букве, т.е. звуковой аналитико-синтетический метод.
1.1. Направленность Программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Читай - ка» (далее «программа») направлена на общее развитие ребенка, на полноценное овладение навыком осознанного чтения, посредством которого создается прочная основа для успешного изучения русского языка.
Содержание программы способствует практической подготовке детей к обучению чтению, письму и ведет работу по совершенствованию устной речи.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана в соответствии с требованиями нормативных документов:
 -  Конституция РФ, ст.43, 72. 
 - Конвенция о правах ребенка 
 - Закон РФ «Об образовании» 
 - Типовое положение о МДОУ 
 - СанПиН 
 - Устав МДОУ 
 - ФГОС ДО 
1.2. Новизна
 Новизна программы состоит в том, что в соответствии с современными требованиями каждое занятие имеет ярко выраженный интегративный характер и строится на адекватных дошкольному возрасту видах детской деятельности: игровой, коммуникативной, двигательной, художественной.
В программе каждое занятие включает элементы развития, обучения и воспитания ребенка. Каждое занятие - это калейдоскоп игр, своеобразное путешествие, которое дошкольники проживают как единое малодифференцированное целое. Такое построение занятия позволяет наиболее гибко подстроиться под периферийное, в значительной степени распределенное внимание дошкольников, их образную память, чувственное, интуитивное и образное мышление, а также сделать практически незаметными для детей дидактические части, которые вплетены в сюжет и составляют единое целое с игровой тканью занятия.

1.3. Актуальность Программы
Программа является актуальной, так как на современном этапе снижение возрастных рамок начала обучения детей чтению имеет вполне объективное основание: внедряются стандарты школьного образования, расширяется программа начальной школы, успешность освоения их зависит от подготовки, интеллектуального развития ребенка, умеющего читать. У первоклассников, особенно в период адаптации к школе, наблюдается проблема низкой ручной умелости, что затрудняет овладение письменной речью.
Поэтому программа направлена на то, чтобы помочь каждому ребёнку, в соответствии с его индивидуальными способностями освоить чтение поэтапно, составлять предложения с заданным количеством слов, пользуясь моделями, выделять на слух звук из слова и слога (звуковой анализ слова).
В процессе занятий по программе у ребёнка развивается речевая активность на основе бесед, разговоров, высказываний, развивается интерес к занятиям по обучению грамоте, развивается коммуникативная, регулятивная функции речи, развивается мелкая моторика, повышается ручная умелость.

1.4. Цель и задачи Программы
Цель Программы: создание условий для осмысленного и осознанного чтения, развития речи, развития речевого слуха, развития мелкой моторики.

Задачи Программы:
Обучающие:
1.    Учить чтению поэтапно.
2.    Учить детей составлять предложения с заданным количеством слов, пользуясь моделями.
3.    Учить ребенка выделять на слух звук из слова и слога (звуковой анализ слова). 
4.    Развивающие:
1.    Развивать речевую деятельность на основе бесед, разговоров, высказываний.
2.    Развивать интерес к занятиям по обучению грамоте.
3.    Развивать фонематический и фонетический слух.
4.    Развивать мелкую моторику.
Воспитательные:
1.    Воспитывать самостоятельность в процессе разговорной речи.
2.    Воспитывать культуру речи.
1.5. Отличительные особенности Программы
Игра - естественное состояние дошкольника, наиболее активная форма познания мира, наиболее эффективная форма обучения. Обучение дошкольника проходит, как бы между прочим, в игровой ситуации, в обстановке увлекательного дела. Предлагаемые игры можно варьировать в зависимости от возможностей и фантазии.
В занятия включены разные виды игр: дидактические, игры-соревнования, ситуативные, подвижные. В играх формируются мыслительные операции: фонематический анализ и синтез, представление, абстрагирование, сравнение (сравнение слов по их звуковому составу, соотнесения различных типов слов между собой, подбору слов, имеющих определенную звуковую структуру, и т. п.). Игра по форме является обучающей – вот в чем ценность таких занятий.
Материал, предлагаемый ребенку, имеет занимательный характер, не содержит сложных и непонятных заданий. Ориентируясь на возрастные  и индивидуальные особенности детей, в занятия введено большое количество игр и игровых ситуаций, способствующих реализации задач на общение. В Программе большое место занимают нетрадиционные приемы работы: опорное моделирование: составление моделей слов (из геометрических фигур), предложений (слова – иллюстрации), составление сказок с использованием моделей букв (буквы – ассоциации), Л – лиса, В – волк, А – автобус, Р – ракета, К-кот и т. д., выявление ассоциаций, которые вызывают образ буквы: Д – похож на домик, Ж – схожа с жуком, О – напоминает обруч. Модели помогают не только наглядно представить какой-либо объект, но и модифицировать его, экспериментировать с ним.

1.6. Принципы организации образовательного процесса
Программа основывается на ряде принципов: 
- Последовательности - все задачи решаются методом усвоения материала «от простого к сложному», в соответствии с познавательными возрастными возможностями детей.
 - Доступности – изложение нового материала происходит с плавными переходами от одного к другому с подробным пояснением.  
        - Результативности  - обеспечивает соответствие целей программы и возможностей их      достижения.
  - Занимательности – смена видов деятельности, разнообразие заданий, обучающие                 игры, приковывающие неустойчивое внимание ребенка к материалу занятия.
  - Наглядности – на занятия к детям приходят сказочные герои, любимые игрушки. Используются картинки и иллюстрации, разнообразные таблицы.  
   - Индивидуализации  - учитывает психологические особенности дошкольников.
        - Межпредметности   - предполагает связь с другими предметами: окружающим миром, развитием речи.

1.7. Адресат Программы
    Программа рассчитана на обучение  детей  5-7 лет.  Используется для детей с задержкой психического развития, тяжелыми нарушениями речи.
1.8. Сроки реализации
        Программа рассчитана на двухгодичный курс обучения. Общее количество часов в год составляет  72.
1.9. Режим и формы занятий 
    Основной формой организации образовательного процесса является занятие. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность одного занятия 25- 30 мин.
    Программой предусмотрены теоретические и практические занятия.
Форма работы программы предполагает проведение двух занятий в неделю, во вторую половину дня. Общее количество занятий в год - 72. Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей дошкольного возраста проводится 2 раза в год (вводный - в сентябре, итоговый - в мае). 
Формы организации деятельности обучающихся на занятии:
•    Групповая. На занятии присутствуют дети одной воспитательной группы в количестве до 8 человек.
•    Индивидуальная. Позволяет оказывать помощь и консультации воспитаннику, включившемуся в образовательный процесс на любом этапе реализации Программы.
Методы используемые при реализации программы: 
в обучении:
- практический (творческие задания, практическая работа с кассой букв)
- наглядный (наблюдение, рассматривание)
- словесный (заучивание стихотворений, составление рассказов, беседа)
- игровой (дидактические игры: «Найти свой домик», «Кто внимательный», «Назови слова по заданной модели», «Цепочка слов» и т. д.)
в воспитании:
- метод формирования личности;
- метод стимулирования поведения;
-метод организационной деятельности.

1.10. Формы подведения итогов реализации Программы
    Система контроля включает в себя:
•    Вводный (первоначальный) контроль. Вводный контроль проводится в первые дни обучения. Его цель – выявить исходный уровень навыков и умений ребенка, определить формы и направления индивидуальной работы и перспективы работы с группой.
Формы вводного контроля: визуальный (метод наблюдения), собеседование, опрос, анкетирование, выполнение индивидуального задания.
•    Промежуточный контроль. Проводится в середине периода обучения или конкретной темы с целью определения степени усвоения детьми программного материала.
Формы промежуточного контроля: визуальный (метод наблюдения), текущие тестовые задания, творческие задания, диагностическое анкетирование, собеседование. 
•    Итоговый контроль. Проводится при проверке знаний, умений и навыков по завершению Программы.
Формы итогового контроля: визуальный (метод наблюдения),  итоговое занятие,  итоговые тестовые задания, диагностическое анкетирование. Также могут быть использованы следующие методы: беседа, игра, игровые ситуации, а также применяются диагностические методики:
– Экспресс-диагностика МЭДИС (тест «Определения понятий», «Выявление пассивного словаря», «Выявление активного словаря», «Звуковой анализ слов», «Усвоение способа чтения»),
– Тест «Школьной зрелости (авторы А.Керн, И. Йирасик),
– Методика «Графический диктант»(автор Д.Б.Эльконин),
 1.11. Ожидаемые результаты 
Учитывая индивидуальные особенности детей с ограниченными возможностями здоровья, ориентируясь на возраст воспитанников в сферах деятельности, в которых происходит про¬цесс,  формируются умения.
- различать понятия «звук», «буква», 
- определять наличие и место заданного звука в слове;
- анализировать звуковой состав слова;
- определять количество слогов в слове, ударный слог;
- уметь составлять слова из слогов;
- иметь представление о предложении;
- выделять последовательность звуков в простых слова;
- плавно читать слоги, сознательно читать слова и предложения из 2-3 слов;
- взаимодействовать со сверстниками и взрослыми:
- уметь пользоваться выразительными средствами языка;
-уметь различать на слух и в произношении все звуки родного языка;
- уметь называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове.
Программа направлена на организацию воспитательного процесса в приобретении знаний, умений и навыков, которые принесут большую пользу в повседневной жизни, которыми должны овладеть дети к концу второго года обучения
 

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie