Математика для дошколят (старшая группа)

Основной формой организации образовательного процесса является занятие. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность одного занятия  25 мин.
Форма организации деятельности детей на занятии: групповая. На занятии присутствуют дети в количестве до 10 человек.
Занятия проводятся в виде практических занятий (приобретение навыков и опыта познавательно-исследовательской деятельности)
 

Программа занятий

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Дошкольный возраст – самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций для детского организма, в том числе и для математического развития. Навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте – школе.
Математическое развитие ребенка -это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, знаками, символами. Наша задача – развить эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления. Но надо помнить, что математическое развитие является длительным и весьма трудоемким процессом для дошкольников, так как формирование основных приемов логического познания требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности.
Работа в математическом кружке позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, обогащать математические представления, интеллектуально развивать дошкольника. 

1.1. Направленность Программы
 «Математика для дошколят», программа платной дополнительной услуги познавательной направленности  детей 5-6летнего возраста.
Дополнительная программа разработана в соответствии с требованиями нормативных документов:
-  Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
- СанПин
- Письмо Минобразования РФ от14.03.10 №65/ 23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возрастав организованных формах обучения»;
- Устав МДОУ №111;
- Постановление Правительства Российской  Федерации от 5.07.2001  №505 «Правила оказания платных услуг»
- ФГОС  ДО.

1.2. Новизна
Дополнительная программа «Математика для дошколят» разработана на основе авторской программы В.П.Новиковой «Математика в детском саду» и «Игралочка» практического курса математики для детей 4-5 лет,  5-6 лет под ред. Л.Г. Петерсона, Е.Е  Кочемасовой.
1.3. Актуальность Программы
Наше дошкольное учреждение посещают дети с ограниченными возможностями здоровья (с ТНР, ЗПР).
В состав этой категории входят соматически ослабленные дети, дети с функциональной недостаточностью нервной системы, в том числе из неблагоприятной микро социальной среды, дети с незрелостью эмоционально-волевой сферы, а также дети, имеющие сниженный уровень  развития познавательных процессов. Эти дети испытывают трудности в усвоении дошкольной программы, что в дальнейшем приводит к проблемам при адаптации детей в начале школьного периода.
У детей шестого года продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов.
Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения.
      Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.
      В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т.д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. 
        В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
           Конкретные математические знания в дошкольном образовании не являются самоцелью, а представляют собой средства развития личностных качеств ребенка, создания условий для накопления им опыта деятельности и общения.

1.4. Цель и задачи Программы
Цель Программы: Формирование основ элементарных математических представлений, развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.
Задачи Программы:
Развивающие:
- развитие логического мышления -(анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация), вариативного мышления, воображения, творческих способностей.
  Образовательные:
- формирование логико-математических представлений (элементарных представлений о математических свойствах и отношениях предметов, величинах, числах, геометрических формах, зависимостях и закономерностях);
- ознакомление с простейшими математическими способами познания действительности (счет, измерение, простейшие вычисления);
-  развитие сенсорных способностей, расширение способов познания математических свойств и отношений (обследование, группировка, упорядочение).
Воспитательные:
-  воспитание у детей 5-6 летнего возраста интереса к занимательной математике, стремления к поиску решений.

1.5. Отличительные особенности Программы
        Программа «Математика для дошколят» (дополнительная образовательная услуга) разработана с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
 (с ТНР, ЗПР).
1.6. Принципы организации образовательного процесса
Программа основывается на ряде принципов:
- умственного развития дошкольников;
- отбор содержания доступного детям 5-6 лет с ОВЗ;
- постепенного усложнения программного содержания, методов и приемов руководства детской деятельностью;
- индивидуального подхода к детям.

1.7. Адресат Программы
    Программа рассчитана на обучение детей 5-6 лет с ограниченными возможностями здоровья (ТНР, ЗПР);
Составитель: воспитатель  высшей квалификационной категории Прибыткова Н.Ю.
1.8. Сроки реализации
Программа рассчитана на 1 годичный курс обучения. Общее количество часов в год составляет 36 (1 занятие сентября –  вводное: диагностическое обследование детей)
ПЕРВЫЙ  ГОД  ОБУЧЕНИЯ  (старшая группа)
Интенсивно начинают в этом возрасте развиваться память, воображение, мышление, речь, восприятие и т.д. К 5-ти летнему возрасту все психические процессы у детей активно развиваются и начинают приобретать произвольный характер. Появляются зачатки ответственности за порученное дело.  Однако ведущий тип деятельности в этом возрасте – игра, поэтому все занятия будут проводиться в игровом сюжете.
1.9. Режим и формы занятий
    Основной формой организации образовательного процесса является занятие. Занятия проводятся  1 раз в неделю. Продолжительность одного занятия  25 мин.
Формы организации деятельности детей на занятии:
•    Групповая. На занятии присутствуют дети  в количестве до 10 человек.
Занятия проводятся в виде:
-  практических занятий (приобретение навыков и опыта познавательно- исследовательской  деятельности);
1.10. Формы подведения итогов реализации Программы
В качестве контроля в конце каждого месяца работы проводится диагностика уровня развития детей с целью проверки эффективности проведенной работы. Диагностическая работа строится исходя из основных задач каждого этапа.
•    Итоговый контроль. Проводится при проверке знаний, умений и навыков по завершению Программы.
Формы итогового контроля: итоговое занятие.
1.11. Ожидаемые результаты
Учитывая индивидуальные особенности детей с ограниченными возможностями здоровья, ориентируясь на возраст воспитанников в сферах деятельности, в которых происходит про¬цесс в Программе определен объем знаний, умений, навыков и личностных качеств, которыми должны овладеть дети:
-  Считает (отсчитывает) в пределах 10,
-  Правильно пользуется  количественными м порядковыми числительными (в пределах 10), отвечает  на вопросы : «Сколько?», «Который по счету?»,
-  Уравнивает  неравные  группы предметов двумя способами (удаление и добавление единицы),
-  Сравнивает предметы на глаз (по длине, ширине, высоте, толщине), проверяет  точность определений  путем приложения или наложения;
-  Размещает  предметы различной величины (до 7-10) в порядке возрастания, убывания  их длины, ширины, высоты, толщины;
-  Выражает словами местонахождение предмета по отношению к себе, к другим предметам,
-  Знает некоторые характерные особенности  знакомых геометрических фигур (количество углов, сторон; равенство, неравенство сторон),
-  Имеет представление о смене частей суток: называет утро, день, вечер, ночь. Называет текущий день недели.
 

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie