Творческие фантазии

Основной формой организации образовательного процесса является занятие. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность одного занятия 20-30 мин.
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, во вторую половину дня в рамках художественно - эстетической деятельности. Общее количество занятий в год - 36  . Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей дошкольного возраста проводится 2 раза в год (вводный - в сентябре, итоговый - в мае).
Программой предусмотрены теоретические и практические занятия.
Формы организации деятельности обучающихся на занятии:
•    Групповая. На занятии присутствуют дети одной воспитательной группы в количестве до 8 человек.
•    Индивидуальная. Позволяет оказывать помощь и консультации воспитаннику, включившемуся в образовательный процесс на любом этапе реализации Программы.
Используемые методы:
- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет) - формируют умение концентрировать внимание, воспринимать на слух информацию, развивают познавательный интерес);
-   игровые - развивают умение действовать в соответствии с предложенными правилами, учит сотрудничеству;
- наглядные - дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
-  практические (приобретение навыков и опыта творческой деятельности) -  формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования и лепки;
Используемые методы позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к рисованию и письму.
 

Программа занятий

1.    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей. А поскольку изобразительная деятельность является источником хорошего настроения ребенка, то следует поддерживать и развивать интерес ребенка к изобразительному творчеству.
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Творческие фантазии» направлена на художественно-эстетическое развитие обучающихся с особыми образовательными потребностями с использованием нетрадиционных техник рисования и лепки.
1.1. Направленность Программы
Занятия по программе направлены на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей. Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Важно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце  к  красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.
Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях есть   возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. 
Педагогическая целесообразность программы заключается в роли педагога – оказать всестороннюю помощь ребенку с особыми образовательными портебностями при решении стоящих перед ним творческих задач, побуждать к нестандартным решениям. А так же программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки и поделки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что дети работают с необычными материалами и оригинальными техниками позволяющими детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Работают с пластилином, шаблонами, трафаретами. Деятельность  проводится в форме игр, цель которых – научить детей рисовать при помощи одного пальчика, затем несколькими; познакомить с цветом, формой, ритмом и положением в пространстве, показать нетрадиционные техники рисования и лепки, научить применять их на практике. Проведение такой деятельности способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, подарят детям новую широкую гамму ощущений, которые станут богаче, полнее и ярче. В процессе изобразительной деятельности  развивается умственная и физическая активность ребёнка. Для создания рисунка необходимо приложить усилия, потрудиться, овладевая определёнными усилиями.
Рисование и лепка  с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана в соответствии с требованиями нормативных документов:
-Конституция РФ, ст.43, 72. 
-Конвенция о правах ребенка 
-Закон РФ «Об образовании» 
-СанПиН 
-Устав МДОУ 
-ФГОС ДО 
1.2. Новизна
Новшество заключается в том, что в программе используются новые методики работы, отличающиеся от традиционных. А так же, программа составлена с учетом индивидуальных особенностей детей с отклонениями в развитии.
Занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры, максимально реализуется ситуация успеха, следовательно работа происходит естественно, не возникает психического напряжения. Все игры и задания безопасны для жизни и здоровья детей. А так же, новизна программы основана навсестороннем развитие ребенка, на развитие осязания и мелкой моторики, необходимых для выполнения предметно-практических действий. Занятия направлены на развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики.
Значительную роль в направленном процессе обучения и воспитания детей с задержкой психического развития и тяжелого нарушения речи занимает изобразительное искусство, помогающее ребенку осваивать окружающую действительность. Изобразительная деятельность, формируя практические умения изобразительного искусства, обеспечивает развитие коммуникативных основ, информационно-познавательных потребностей ребенка, создает благоприятные условия для коррекции отклонений в его познавательной, эмоционально-волевой, личностной сферах, а также формирует предпосылки для развития творческой активности. Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания.

1.3 Актуальность Программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. 
1.4. Цель и задачи Программы
Цель Программы: Воспитание у детей с особыми образовательными потребностями интереса к нетрадиционным способам рисования  и желание действовать с ними.
Задачи Программы:
Обучающие задачи:
-Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования и лепки  с использованием различных изобразительных материалов.
-Познакомить с нетрадиционный материалом и нетрадиционные техниками в художественном творчестве и побуждать с ними работать.
Развивающие задачи:
-Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству,как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.
-Расширять знания детей о  рисование с использованием нетрадиционных техник изображения.
-Развивать умение производить точные движения кистью и пальцами рук. 
-Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
-Развивать логическое мышление, представление, воображение, зрительную память. 
-Развивать усидчивость, желание довести начатое дело до конца, чтобы увидеть конечный результат. 
Воспитательные задачи:
-Формировать у детей сознательное отношение к рисованию и лепке.
-Формировать представления о художнике, как творческой личности, связанной с изобразительным искусством.
-Воспитывать культуру чувств, развитие художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности.

- Воспитывать целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дать возможность творческой самореализации личности. 
-Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость, добросовестное отношение к работе. 
-Воспитывать внимательность к выполнению заданий. 
1.5. Отличительные особенности Программы
Программа разработана, учитывая:
- комплексность использования игр, художественной литературы с презентациями и мультимедиа.
-преемственность - взаимная дополняемость  используемых техник и применение различных материалов в совместном применении.
-развивающее творчество - овладение нетрадиционными приемами и техниками.
1.6. Принципы организации образовательного процесса.
Программа основывается на ряде принципов:
-доступность обучения - учет возрастных  и индивидуальных особенностей;
-комплексность развития - взаимосвязь разделов программы;
-личностные оценки каждого обучающегося без сравнения с другими детьми;
-творческий поиск в педагогической деятельности.
-развивающий характер обучения;
-интеграцию в применении на занятиях.
1.7. Адресат Программы
Программа рассчитана на обучение  детей с 5 до 7 лет. Используется для детей с особыми образовательными потребностями: интеллектуальными нарушениями, с задержкой психического развития и тяжелыми нарушениями речи.
1.8. Сроки реализации
Программа рассчитана на двухгодичный курс обучения. Общее количество часов в год составляет 36.
1.9. Режим и формы занятий
Основной формой организации образовательного процесса является занятие. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность одного занятия 20-30 мин.
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, во вторую половину дня в рамках художественно - эстетической деятельности. Общее количество занятий в год - 36  . Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей дошкольного возраста проводится 2 раза в год (вводный - в сентябре, итоговый - в мае).
Программой предусмотрены теоретические и практические занятия.
Формы организации деятельности обучающихся на занятии:
•    Групповая. На занятии присутствуют дети одной воспитательной группы в количестве до 8 человек.
•    Индивидуальная. Позволяет оказывать помощь и консультации воспитаннику, включившемуся в образовательный процесс на любом этапе реализации Программы.
Используемые методы:
- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет) - формируют умение концентрировать внимание, воспринимать на слух информацию, развивают познавательный интерес);
-   игровые - развивают умение действовать в соответствии с предложенными правилами, учит сотрудничеству;
- наглядные - дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
-  практические (приобретение навыков и опыта творческой деятельности) -  формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования и лепки;
Используемые методы позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к рисованию и письму.
1.10. Формы подведения итогов реализации Программы
Система контроля включает в себя:
Вводный (первоначальный) контроль. Вводный контроль проводится в первые дни обучения. Его цель – выявить исходный уровень навыков и умений ребенка, определить формы и направления индивидуальной работы и перспективы работы с группой.
Формы вводного контроля: собеседование, опрос, анкетирование, выполнение индивидуального задания.
- Промежуточный контроль. Проводится в середине периода обучения. Цель: определить степень обучения или конкретной темы с целью определения степени усвоения детьми программного материала.
Формы промежуточного контроля: выставка работ, открытое занятие, анкетирование.
- Итоговый контроль. Проводится при проверке знаний, умений и навыков по завершению Программы.
Формы итогового контроля: выставка работ, итоговое занятие, анкетирование.
Форма фиксации результатов реализации Программы: ежегодная выставка работ, оформление фотоальбомов, копилка детских работ.
1.11. Ожидаемые результаты
Учитывая индивидуальные особенности детей с особыми образовательными потребностями, ориентируясь на возраст воспитанников в сферах деятельности, в которых происходит про¬цесс обучения предполагаются результаты:

  •  Значительное повышение уровня развития творческих способностей
  •  Расширение и обогащение художественного опыта.
  • Формирование умения взаимодействовать друг с другом.
  • Формирование  у детей изобразительных навыков и умений в соответствии с возрастом.
  • Овладение простейшими приемами рисования.
  • Создание образов детьми, используя различные изобразительные материалы и техники.
  • Развитие воображения, самостоятельности.
  • Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе.

В  Программе определен объем знаний, умений, навыков и личностных качеств, которыми должны овладеть дети. Специфика младшего дошкольного возраста (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка младшего дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обуславливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров: 
- ребенок проявляет инициативу в разных видах деятельности — игре, общении;
- ребенок взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;
- способен проявлять свои чувства, 
- у ребенка развивается крупная и мелкая моторика;
Таким образом, программа направлена на организацию воспитательного процесса в приобретении знаний, умений и навыков, которые принесут большую пользу в повседневной жизни и радость окружающим.

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie