Развивалочки +


Программой предусмотрены теоретические и практические занятия. Форма организации деятельности обучающихся на занятии: индивидуальная. Позволяет оказывать помощь и консультации воспитаннику, включившемуся в образовательный процесс на любом этапе реализации Программы.
На занятиях активно используются альбомы, изданные для игр с палочками Кюизенера, блоками Дьенеша и кубиками Никитина.
Программа занятий
В современном мире количество детей, которым необходимы специальные коррекционно – образовательные занятия, не имеет тенденции к уменьшению. Дошкольники с интеллектуальными нарушениями имеют ряд особенностей. Наблюдаются отсутствие познавательного интереса к окружающей действительности, трудности в установлении коммуникативных контактов на вербальном уровне, ограниченные способности к пониманию и выполнению простых инструкций, действия с игрушками представляют собой манипуляционный характер. Такие дети отличаются несамостоятельностью, непосредственностью, не умеют целенаправленно выполнять задания, контролировать свою работу. Для деятельности характерны низкая продуктивность, неустойчивость внимания при низкой работоспособности и низкая познавательная активность.
Программа «Развивалочки+» разработана для развития познавательных и творческих способностей детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями, посредством развивающих игр с использованием альбомов игр и заданий.
Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
- Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 01.03.2021 г. N 62296 «Об утверждении СанПиН 1.2.3685-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
Цель и задачи Программы
Цель программы: развитие познавательных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями посредством развивающих игр.
Задачи:
- развивать умение выделять в объектах цвет, форму, величину, толщину;
- развивать овладение детьми элементарными приемам группировки, классификации; сравнения предметов; определения отношений между ними (больше — меньше — поровну) с использованием приемов наложения и приложения одного предмета к другому;
- формировать первые пространственные ориентировки и простейшие способы размещения конструкций по горизонтали (дорожки разной длины и ширины, заборы разной высоты и формы), а также способы соединения деталей для создания целостной конструкции;
- развивать познавательные процессы восприятия, памяти, внимания, воображения, мелкую моторику, речь;
- развивать умение работать со схемой;
- воспитывать интерес к интеллектуальным играм, стремление доводить начатое дело до конца;
- воспитывать усидчивость, самостоятельность;
- развивать умение детей сравнивать предметы, находить в них сходство и различие, систематизировать и группировать их по разным основаниям (цвету, форме, величине, толщине), выстраивать 3 – 7 предметов в ряды в возрастающем или убывающем порядке с небольшой разницей в размере; формировать обобщенный способ обследования предметов;
- развивать умение различать пространственные характеристики объектов – протяженности (высоты, ширины); месторасположения частей и деталей (сверху, снизу, над, под и др.); умение анализировать объекты в следующей последовательности: объект в целом – части и их расположение – детали – вновь объект в целом, что создает целостно-расчлененное представление об объектах;
- развивать познавательные процессы восприятия, памяти, внимания, воображения, мелкую моторику, речь;
- совершенствовать умение следовать устным инструкциям, умение работать со схемой;
- воспитывать интерес к интеллектуальным играм, стремление доводить начатое дело до конца;
- воспитывать усидчивость, самостоятельность.
Отличительные особенности Программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа «Развивалочки +» разработана учитывая возрастные особенности детей с интеллектуальными нарушениями и уровень их развития.
Занятия по Программе «Развивалочки+» построены в игровой форме с интересным содержанием, творческими, проблемно-поисковыми задачами.
Сначала дети знакомятся с новыми для них развивающими играми, рассматривают, ощупывают, выполняют простейшие задания. Постепенно дети создают сюжеты, картины из палочек, блоков и кубиков, составляют рассказы по картинкам, «оживляют» героев. Дети учатся классифицировать логические блоки одновременно по двум или трем признакам, знакомятся с символическим обозначением свойств фигур, «расшифровывают» изображения. Содержание занятий закрепляется дидактическими играми.
На занятиях активно используются альбомы, изданные для игр с палочками Кюизенера, блоками Дьенеша и кубиками Никитина.
Данная Программа состоит из трёх разделов:
Раздел I «Маленькие логики» (Блоки Дьенеша)
Раздел II «Волшебные кубики» (Кубики Никитина)
Раздел III «Разноцветные ступеньки» (Палочки Кюизенера)
Принципы организации образовательного процесса
Программа основывается на ряде принципов:
- Принцип системности опирается на представление о психическом развитии как о сложной функциональной системе, структурной (структурные) компоненты, которой находятся в тесном взаимодействии. Системность и комплексность коррекционной работы реализуются в учебном процессе благодаря системе повторения усвоенных навыков, опоры на уже имеющиеся знания и умения, что обеспечивает поступательное психическое развитие.
- Принцип развития предполагает выделение в процессе коррекционной работы тех задач, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.
- Принцип комплексности предполагает, что комплексный подход обеспечивает положительную динамику общего и психического развития детей.
- Принцип доступности предполагает построение обучения дошкольников на уровне их реальных познавательных возможностей. Конкретность и доступность обеспечиваются подбором коррекционно-развивающих пособий в соответствии с санитарно-гигиеническими и возрастными нормами.
- Принцип последовательности и концентричности усвоения знаний предполагает такой подбор материала, когда между составными частями его существует логическая связь, последующие задания опираются на предыдущие, используя метод «От простого к сложному». Такое построение программного содержания позволяет обеспечить высокое качество образования.
Содержание Программы обеспечивает, прежде всего целостность, гармоничность личностного развития ребенка с интеллектуальными нарушениями.
Адресат Программы
Программа рассчитана на детей с интеллектуальными нарушениями в возрасте 5-7 лет.
Для начала усвоения программного материала к воспитанникам не предъявляется определенных требований. Важно лишь соответствие общего развития дошкольников с интеллектуальными нарушениями своему возрастному периоду.
Сроки реализации
Программа рассчитана на одногодичный курс обучения. Общее количество часов в год составляет 34 часа.
Режим и формы занятий
Основной формой организации образовательного процесса является занятие. Занятие проводится 1 раз в неделю. Продолжительность одного занятия 25 – 30 мин.
Программой предусмотрены теоретические и практические занятия.
Формы организации деятельности обучающихся на занятии:
Индивидуальная. Позволяет оказывать помощь и консультации воспитаннику, включившемуся в образовательный процесс на любом этапе реализации Программы.
Форма взаимодействия – занятие.
Формы подведения итогов реализации Программы
Система контроля включает в себя:
Вводный (первоначальный) контроль. Вводный контроль проводится в первые дни обучения. Его цель – выявить исходный уровень навыков и умений ребенка. Определить формы и направления индивидуальной работы и перспективы работы на учебный год.
Формы вводного контроля: наблюдение, выполнение индивидуального задания.
Итоговый контроль. Проводится при проверке знаний, умений и навыков по завершению Программы.
Формы итогового контроля: наблюдение, диагностика, показ открытого занятия.
Ожидаемые результаты
Учитывая индивидуальные особенности детей с ограниченными возможностями здоровья, ориентируясь на возраст воспитанников в сферах деятельности, в которых происходит про¬цесс развития памяти, внимания, мышления, в Программе определен объем знаний, умений, навыков и личностных качеств, которыми должны овладеть дети 5 – 7 лет с интеллектуальными нарушениями.
По итогам реализации программы кружка дети будут:
- уметь выделять цвет, форму, величину, толщину;
- классифицировать геометрические фигуры по заданным признакам,
различать и называть цвета, оттенки;
- уметь находить и накладывать нужную фигуру, палочку, грань кубика на изображение в натуральную величину;
- «оживлять» изображение;
знать обозначение свойств фигур-блоков, уметь работать со схемами,
«расшифровывать» изображения, находить нужную фигуру по обозначению ее свойств;
- сравнивать предметы, находить в них сходство и различие, систематизировать и группировать их по цвету, форме, величине, толщине;
- выстраивать ряды (лесенки) из палочек, находить недостающую палочку;
- выкладывать узоры из кубиков по уменьшенным изображениям.
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника