Мишки-топтыжки

Инструктор по физической культуре Бондаренко Оксана Валериевна.
Инструктор по физической культуре
Бондаренко Оксана Валериевна
Основной формой организации образовательного процесса является занятие. Занятия проводятся один раз в неделю. Продолжительность одного занятия 25-30 мин.
Программой предусмотрены практические занятия для детей с особыми образовательными потребностями (задержкой психического развития). 
Форма работы программы предполагает проведение одного занятия в неделю, в первую половину дня. Общее количество занятий в год - 36. Педагогический анализ умений и навыков детей дошкольного возраста проводится 2 раз в год (вводный - в сентябре, итоговый - в мае). 
Формы организации деятельности обучающихся на занятии:
•    Групповая. На занятии присутствуют дети одной воспитательной группы в количестве до 10-12 человек.
Методы используемые при реализации программы
-    Словесный метод: беседы, вопросы, образное слово (стихи, загадки, пословицы) объяснение, напоминание, поощрение, анализ результата собственной деятельности и деятельности товарищей.
-    Наглядный метод: показ, демонстрация. Просмотр, а иногда и прослушивание темпа, ритма движений создают у занимающихся более разностороннее представление о действии, что расширяет ориентировочную основу для последующего воспроизведения.
-    Практический метод играет решающую роль в формировании двигательных навыков, развития и совершенствования их у детей.  Повторение упражнений с постепенным усложнением условий и повышением нагрузки.
-    Игровой метод: развивает умение действовать в соответствии с предложенными правилами, учит сотрудничеству.
 

Программа занятий

Программа спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов родителей (законных представителей) воспитанников. Программа определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени дошкольного образования. Программа разработана в силу особой актуальности проблемы укрепления и сохранения здоровья детей, направлена на профилактику функциональных отклонений со стороны опорно-двигательного аппарата у детей с особыми образовательными потребностями.
1.1 Направленность Программы
Программа «Мишки - топтыжки» имеет физкультурно-спортивную направленность, позволяет педагогам осуществлять профилактику нарушений плоскостопия, укреплять своды стоп.
Дополнительная адаптированная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана в соответствии с требованиями нормативных документов:
 -  Конституция РФ, ст.43, 72. 
 - Конвенция о правах ребенка 
 - Закон РФ «Об образовании» 
 - Типовое положение о МДОУ 
 - СанПиН 1.2.3685-21
 - Устав МДОУ «Детский сад компенсирующего вида №111 «Медвежонок»
 - ФГОС ДО 
1.2. Новизна программы
Новизна программы заключается в поиске новых путей и возрождении забытых подходов, проведении специальных занятий по профилактике плоскостопия, укреплению свода стопы в условиях дошкольной организации компенсирующего вида с помощью использованиянестандартного оборудования и разнообразных игровых методов и приёмов. 
1.3. Актуальность программы
В настоящее время проблема профилактики и коррекции отклонений в состоянии здоровья детей дошкольного возраста приобрела особую актуальность. Это обусловлено, прежде всего, наличием большого числа дошкольников с различными отклонениями в состоянии здоровья. В процессе организации работы профилактической и коррекционной направленности в условиях дошкольной организации особое внимание уделяем профилактике и коррекции нарушений со стороны опорно-двигательного аппарата (дефектов стоп), поскольку среди функциональных отклонений у детей с особыми образовательными потребностями они имеют наибольший удельный вес. 
Из выше сказанного следует, что вопрос профилактики и коррекции плоскостопия и укрепления свода стопы стоит остро. В связи с этим, перед педагогами   дошкольного учреждения стоит проблема: поиск новых путей, а возможно и возрождение забытых подходов профилактики и коррекции плоскостопия у детей дошкольного возраста.
1.4. Цели и задачи
Цель: профилактика плоскостопия и укрепление сводов стоп у дошкольников с особыми образовательными потребностями в процессе оздоровительной работы.
Задачи:
Оздоровительные (коррекционно-профилактические): 
-    Содействовать разумному физическому развитию ребенка и преодолению различных отклонений в двигательном развитии детей;
-    Использовать специальные физические упражнения для профилактики и коррекции плоскостопия.
Обучающие:
-    Совершенствовать двигательные умения и навыки ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями для профилактики плоскостопия;
-    Формировать навыки осознанного овладения движениями и функций самоконтроля и самоанализа при выполнении физических упражнений.
Развивающие:
-    Развивать основные функции стоп (сгибание, разгибание); повышать тонус мышц стопы;
-    Развивать координацию движений.
Воспитательные:
-    Воспитывать привычки к потребности в физических упражнениях и играх;
-    Воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками в совместной двигательной деятельности.
1.5. Отличительные особенности
В процессе реализации дополнительной образовательной общеразвивающей программы физкультурно-спортивной направленности «Мишки - топтыжки» организуется деятельность педагога по профилактике и коррекции нарушений со стороны опорно-двигательного аппарата (плоскостопия) у дошкольников в условиях дошкольной организации.
Все упражнения дети должны выполнять босиком и легком свободном костюме (футболка и шорты), в котором не должно быть тугих резинок.  
Заниматься с детьми нужно в хорошо проветренном зале, в привычной обстановке, где по воз¬можности отсутствовало бы все, что может отвлечь детей (шум, разговоры).
Используемые упражнения необходимо разнообразить, используя мячи, обру¬чи, флажки, палки и другое нетрадиционное оборудование.
Общая длительность занятий физическими упражнениями, играми не должна превышать 30 минут.
1.6. Принципы организации образовательного процесса
Программа основывается на ряде принципов:
1.    Комфортность: атмосфера доброжелательности, создание для каждого ситуации успеха.
2.    Личностно – ориентированное взаимодействие: учитываются индивидуальные и  психофизиологические особенности каждого ребенка и группы в целом, создается раскованная, стимулирующая  активность ребенка, атмосфера.
3.    Погружение каждого ребенка в процесс: реализация задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.
4.    Опора на внутреннюю мотивацию: с учетом опыта ребенка создание эмоциональной вовлеченности его в процесс и естественное повышение его работоспособности.
5.    Деятельность: переход от совместных действий взрослого и ребенка, ребенка и сверстников к самостоятельному выполнению упражнений дома; открытие новых знаний.
1.7. Адресат Программы
Программа рассчитана на обучение детей 5-7 лет.  Используется для детей с особыми образовательными потребностями (ЗПР) 
1.8. Сроки реализации, форма обучения
Программа рассчитана на двухгодичный курс обучения. Общее количество часов в год составляет - 36 часа. Форма обучения очная.
1.9. Режим и формы занятий
Основной формой организации образовательного процесса является занятие. Занятия проводятся один раз в неделю. Продолжительность одного занятия 25-30 мин.
Программой предусмотрены практические занятия для детей с особыми образовательными потребностями (задержкой психического развития). 
Форма работы программы предполагает проведение одного занятия в неделю, в первую половину дня. Общее количество занятий в год - 36. Педагогический анализ умений и навыков детей дошкольного возраста проводится 2 раз в год (вводный - в сентябре, итоговый - в мае). 
Формы организации деятельности обучающихся на занятии:
•    Групповая. На занятии присутствуют дети одной воспитательной группы в количестве до 10-12 человек.
Методы используемые при реализации программы
-    Словесный метод: беседы, вопросы, образное слово (стихи, загадки, пословицы) объяснение, напоминание, поощрение, анализ результата собственной деятельности и деятельности товарищей.
-    Наглядный метод: показ, демонстрация. Просмотр, а иногда и прослушивание темпа, ритма движений создают у занимающихся более разностороннее представление о действии, что расширяет ориентировочную основу для последующего воспроизведения.
-    Практический метод играет решающую роль в формировании двигательных навыков, развития и совершенствования их у детей.  Повторение упражнений с постепенным усложнением условий и повышением нагрузки.
-    Игровой метод: развивает умение действовать в соответствии с предложенными правилами, учит сотрудничеству.
1.10. Формыподведения итогов реализации Программы
Система контроля включает в себя:    
•    Вводный(первоначальный) контроль. Вводный контроль проводится в первые дни обучения. Его цель – выявить исходный уровень навыков и умений ребенка, определить формы и направления индивидуальной работы и перспективы работы с группой.
    Формы вводного контроля: визуальный (метод наблюдения), выполнение индивидуального задания.
•    Промежуточный контроль. Проводится в середине периода обучения или конкретной темы с целью определения степени усвоения детьми программного материала.
Формы промежуточного контроля: визуальный (метод наблюдения).
•    Итоговый контроль. Проводится при проверке двигательных навыков по завершению Программы.
Формы итогового контроля: визуальный (метод наблюдения), итоговое занятие, итоговые тестовые задания. Также могут быть использованы следующие методы: игра, игровые ситуации, а также применяются диагностическая методика: 
В динамике анализировать состояние стопы позволяют плантографические методы И.М. Чижина и В.А. Штритера. Эти методы предусматривают исследование отпечатков стопы на опоре, затем высчитывается индекс состояния продольного свода стопы по формуле.
1.11.    Ожидаемый результат
Учитывая индивидуальные особенности детей с ООП, ориентируясь на возраст воспитанников в сферах деятельности, в которых происходит про-цессформирования двигательных навыков.

•    сформированность осознанной потребности и желания заботиться о своем здоровье повышение уровня физической подготовленности, пропорциональное развитие всех групп мышц;
•    расширение запаса двигательных навыков за счет разучивания спортивных упражнений и подвижных игр;
•    сформированность представлений о полезности и целесообразности физической активности;
•    укрепление мышц свода стопы и голени ног.
 

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie