Шахматы


Режим занятий – 1 раз в неделю, во вторую половина дня. Занятие продолжительностью – 30 минут, до 25 минут в старшей группе. Предполагается групповое или индивидуальное консультирование родителей по их желанию.
Форма занятий – групповые, фронтальные, индивидуальные игровые занятия с использованием личностно-ориентированного подхода к каждому дошкольнику. Группа от 4 до 8 детей одной возрастной категории.
Занятие включает в себя загадки, игровые упражнения, игры с использованием шахматного оборудования, творческие задания, беседу и общение, блиц-опрос. Предпочтение отдаётся игровому методу обучения.
Программа занятий
1.1. Направленность образовательной программы
Программа «Развитие мышления дошкольников при обучении игре в шахматы» предполагает подгрупповые развивающие занятия с детьми старшей и подготовительной группы. Программа способствует реализации следующих направлений развития и образования детей:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие.
Предлагаемая дополнительная образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста «Шахматы» направлена на интеллектуальное развитие детей, способствует совершенствованию психических процессов, становление которых особенно активно в дошкольном возрасте.
Шахматы в детском саду положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь, начальные формы волевого управления поведением.
Обучение игре в шахматы детей группы с ТНР и ЗПР, помогает детям не отстать в развитии от своих сверстников, способствует развитию социально-коммуникативных навыков, что благотворно сказывается на общении детей. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражение, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность. Программа по обучению игре в шахматы максимально проста и доступна дошкольникам. Важное значение при обучении имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания заданий, создание игровых ситуаций, использование шахматных дидактических игр и пособий.
Данная программа, в игровой форме знакомит детей с миром шахмат, рассказывает о шахматных фигурах, «волшебных» свойствах и загадочных особенностях доски, об элементарных правилах игры и некоторых ее принципах. «Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом», – любил повторять А. Франс. Поэтому в программе широко используются шахматные сказки, дискуссии с детьми, занимательные задачи, а так же специальные компьютерные игровые программы, которые будут интересны дошкольникам.
1.2 Актуальность и педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы
Актуальность данной программы с детьми дошкольного возраста напрямую обусловлена развитием мышления посредством обучения детей игре в шахматы, а так же большим запросом родителей и популяризацией непосредственно самой игры.
Предложенная программа составлена на основе программ «Как научить шахматам» А.К. Костенюк, И.Г. Сухин «Шахматы полный курс для детей», а так же на основе методических рекомендаций программы «Феникс Шахматы для дошкольников», которые опираются на ряд нетрадиционных авторских наработок. В их числе:
- широкое использование в учебном процессе игры на фрагментах шахматной доски;
- применение нестандартных дидактических заданий и игр;
- детальное изучение возможностей каждой шахматной фигуры;
- преимущественное использование в учебном процессе игровых положений с ограниченным количеством фигур;
- выявление стержневой игры первого этапа обучения "Игры на уничтожение", фигура против фигуры.
Педагогическая целесообразность Программы определяется поэтапным изучением материала, что помогает постепенно входить в круг шахмат, постепенно усложняя игру.
1.3 Цели и задачи дополнительной образовательной программы
Цель: Формирование у дошкольников умения играть в шахматы.
Задачи:
Обучающие:
- Активизировать мыслительную деятельность, посредством обучения детей игре в шахматы.
- Дать первоначальные знания о взаимодействии фигур.
- Содействовать активному использованию полученных знаний в процессе игровой практики за шахматной доской.
Развивающие:
- Развивать умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной задачи.
- Развивать высшие психические функции: все сферы мышления, память, внимание, наблюдательность, воображение, речь.
Воспитательные:
- Воспитывать усидчивость, целеустремленность, волю, организованность, уверенность в своих силах, самостоятельность в принятии решений.
1.4 Отличительные особенности дополнительной образовательной программы
Среди наиболее значимых отличительных особенностей программы можно выделить:
- программа разработана для детей групп с ТНР (тяжёлое нарушение речи) и ЗПР (задержка психического развития);
- программа направлена не только на обучение дошкольников игре в шахматы, но и на развитие, через игру в шахматы, познавательной деятельности и социально-коммуникативного общения детей с ограниченными возможностями здоровья;
- поддержание психологически комфортной обстановки на занятиях, положительного социально-психологического климата в группе;
- данная программа, максимально проста и учитывает знания и умения, свойственные детям дошкольного возраста.
1.5 Принципы организации образовательного процесса и характеристика участников программы
За основу реализации программы взят личностно-ориентированный подход, в центре внимания которого стоит личность ребёнка. Принципы организации образовательного процесса нацелены на активизацию мыслительных процессов.
Дополнительная образовательная программа опирается на следующие педагогические принципы:
- принцип доступности обучения – учёт возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников;
- принцип поэтапного углубления знаний – усложнение учебного материала от простого к сложному;
- принцип комплексного развития – взаимосвязь и взаимопроникновение разделов программы;
- принцип личностной оценки каждого обучающегося без сравнения с другими детьми.
Программа рассчитана на детей с ОВЗ с 5 – 8 лет старших и подготовительных групп ДОУ.
1.6 Продолжительность образовательного процесса (сроки реализации)
Программа рассчитана на двухгодичный курс обучения. Допускается обучение со сроком один год, для детей подготовительной группы, с прохождением 1 курса обучения (один год). Общее количество часов в первый год обучения составляет 24, общее количество часов второй год обучения составляет 29. Итого: 53 академических часа.
1.7 Режим, формы занятий
Режим занятий – 1 раза в неделю, во вторую половина дня. Занятие продолжительностью – 30 минут, до 25 минут в старшей группе. Предполагается групповое или индивидуальное консультирование родителей по их желанию.
Форма занятий – групповые, фронтальные, индивидуальные игровые занятия с использованием личностно-ориентированного подхода к каждому дошкольнику. Группа от 4 до 8 детей одной возрастной категории.
Занятие включает в себя загадки, игровые упражнения, игры с использованием шахматного оборудования, творческие задания, беседу и общение, блиц-опрос а так же использование и показ компьютерных обучающих программ. Предпочтение отдаётся игровому методу обучения.
1.8 Форма подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
Итоговый контроль (диагностика) проводиться при проверки знаний и умений и навыков по завершению программы. Форма отслеживания результатов усвоения дополнительной образовательной программы предполагает: индивидуальное наблюдение – при выполнении практических приёмов обучающимися, тестирование при проверке степени усвоения теоретического материала.
Форма итогового контроля – участие детей в шахматных викторинах и турнирах на уровне группы, ДОУ (показатели результатов на конец года).
1.9 Ожидаемые результаты по итогам реализации дополнительной образовательной программы
К концу первого года обучения воспитанники должны:
- иметь представление о шахматной доске, ориентироваться на ней;
- различать и называть шахматные фигуры;
- правильно расставлять шахматные фигуры на шахматной доске в начальное положение;
- иметь представление об элементарных правилах игры;
- правильно применять элементарные правила игры;
- иметь представление о некоторых тактических приемах;
- играть в парах;
К концу второго года обучения воспитанники должны:
- уметь правильно делать рокировку;
- знать сравнительную ценность фигур;
- иметь представление о шахматной нотации;
- ставить мат королю противника различными фигурами (ферзем, двумя ладьями);
- иметь представление о детском мате, по возможности уметь ставить его.
- решать 1-2- ходовые задачи;
- владеть основными шахматными терминами (к окончанию 2 года обучения).
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника