Логоритмика
![.](/netcat_files/generated/78/140/906x510/9/247/a86a78ab6d6d0621561fff36c9b7d498.jpg?crop=0%3A0%3A0%3A0&hash=e50ecd667152d38816b53c65904a26ed&resize_mode=0&wm_m=0)
![.](/netcat_files/generated/78/140/358x202/9/247/3af29319f4dee1990373860fe190eb51.jpg?crop=0%3A0%3A0%3A0&hash=6f330f7ec9fe6cb13f2edb2eedcbe401&resize_mode=0&wm_m=0)
Основной формой организации образовательного процесса является занятие. Занятия по Программе проводятся один раз в неделю. Продолжительность одного занятия 25 мин. (старшая группа) и 30 минут (подготовительная к школе группа). Программой предусмотрены практические занятия.Форма организации деятельности обучающихся на занятии - групповая. На занятии присутствуют дети в количестве до 12 человек.
Программа занятий
Рабочая Программа составлена на основе программы «Логоритмические занятия в детском саду» М.Ю. Картушиной, Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Предложенная авторами тематическая направленность и организационная вариативность занятий будут способствовать формированию устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности. Данная рабочая Программа рассчитана на 2 года обучения. В содержании Программы используются дыхательные упражнения (методика А.Н.Стрельниковой), звуковое дыхание (метод В.Емельянова, М.Лазарева), артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, психогимнастика (методика М.И.Чистяковой). Таким образом, при организации совместной образовательной деятельности с детьми используются здоровьесберегающие технологии, что не только благотворно влияет на весь организм ребенка, но и способствует максимально эффективному повышению уровня звукопроизношения, овладения структурой слова, расширения словарного запаса детей дошкольного возраста.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана в соответствии с требованиями нормативных документов.
1.2. Новизна
Новизна и уникальность программы «Музыкальная логоритмика» заключается в создании системы логоритмических занятий для старших дошкольников, со структурой занятий, отличной от традиционной.
1.3. Актуальность Программы
С каждым годом, по наблюдению логопеда, в детском саду растет количество детей с различными нарушениями речи. Это результат недостаточного внимания со стороны родителей, замена живого общения с ребенком телевидением, увеличение частоты общих заболеваний детей, плохая экология и т.д. Педагогам необходимо искать новые, более эффективные и интересные детям формы коррекции речи. «Музыкальная логоритмика» является наиболее эмоциональным звеном логопедической коррекции, сочетающая исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей. Под влиянием занятий логопедической ритмикой у детей дошкольного возраста происходят значимые изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса.
1.4. Цель и задачи Программы
Цель Программы - коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом развитии дошкольников посредством сочетания слова, музыки и движения.
Задачи Программы:
- оптимизировать содержание воспитания, обучения и коррекции детей логопедической группы;
- создать условия для организации ООД по логоритмике с использованием здоровьесберегающих технологий;
- внедрить современные эффективные технологии коррекции речевых нарушений, развития музыкальных и творческих способностей детей логопедической группы, сохранения и укрепления здоровья дошкольников, позволяющие достичь качественно более высоких результатов воспитания и коррекции;
- разработать перспективный план проведения ООД по логоритмике, дидактические пособия;
- создать пакет диагностики развития неречевых психических функций детей.
1.5. Отличительные особенности Программы
Программа «Логоритмика» разработана с учитом возрастных, психических и речевых особенностей детей старшего дошкольного возраста. Программа полностью соответствует лексико-грамматическому планированию логопедических занятий в нашем дошкольном учреждении, включая работу над закреплением звуков в определенной последовательности. Кроме того, ООД по логоритмике опирается на здоровьесберегающие технологии, что не только благотворно влияет на весь организм ребенка, но и способствует максимально эффективному повышению уровня звукопроизношения, овладения структурой слова, расширению словарного запаса детей дошкольного возраста.
1.6. Принципы организации образовательного процесса
Программа основывается на ряде принципов:
1. Принцип научности. Подкрепление всех коррекционных и оздоровительных мероприятий научно обоснованными и практически апробированными методиками и технологиями.
2. Принцип целостности, комплексности педагогических процессов. ООД по логоритмике планируется, проводится и анализируется музыкальным руководителем, учителем-логопедом логопедической группы. Вопросы включения в ход ООД здоровьесберегающих технологий решаются совместно с медицинским работником детского сада.
3. Принцип системности. Логоритмическая работа должна способствовать формированию языка в целом, как системы взаимосвязанных и взаимозависимых единиц.
4. Принцип последовательности. Каждое из коррекционных направлений логоритмики реализуется в процессе поэтапной работы. По мере формирования звукопроизношения порядок усвоения фонем всё больше подчиняется закономерностям фонематической системы усваиваемого языка. Звуки, определяющие ядро фонологической системы русского языка, формируются в первую очередь. Позднее появляются звуки, составляющие периферию. Задача учителя-логопеда - соблюдать основные закономерности усвоения языковых единиц в норме.
5. Принцип опоры на сохранные функции или принцип обходного пути. Работа над одним звуком подготавливает и облегчает правильное произношение других звуков, той же фонетической группы, и звуков других групп (постановка звука “с” полностью подготавливает артикуляционный уклад звука “з” и частично уклады шипящих звуков). Эта взаимная связь позволяет использовать здоровые звуки для постановки дефектно произносимых звуков.
6. Принцип учета уровня развития ребёнка. Л. С. Выготский предложил выделять в развитии ребенка два основных уровня: уровень актуального развития (самостоятельное решение предлагаемых задач) и уровень потенциального развития (способность решения задач при соответствующей помощи со стороны педагога). Любое предлагаемое задание должно быть заведомо легко выполнимым, с учетом уровня развития ребенка и этапа коррекционного воздействия.
7. Принцип повторений умений и навыков. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.
8. Принцип отбора лингвистического материала. Правильно подобранный лингвистический материал выступает как одно из важных основных условий коррекции. Удобный для произношения текст, в котором отсутствуют или редко встречаются трудные звукосочетания, много гласных звуков.
9. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания. Главная цель – ребенок, развитие которого планируется, опираясь на его индивидуальные и возрастные особенности.
10. Принцип результативности. Получение положительного результата развития и коррекции речи, оздоровления каждого ребенка.
1.7. Адресат Программы
Программа рассчитана на обучение детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет), имеющих тяжелые нарушения речи (ТНР).
1.8. Сроки реализации
Программа рассчитана на двухгодичный курс обучения (старшая и подготовительная к школе группы). Общее количество часов в год составляет 36 часов (старшая группа) и 36 часов (подготовительная к школе группа).
1.9. Режим и формы занятий
Основной формой организации образовательного процесса является занятие. Занятия по Программе проводятся один раз в неделю. Продолжительность одного занятия 25 мин. (старшая группа) и 30 минут (подготовительная к школе группа).
Программой предусмотрены практические занятия.
Форма организации деятельности обучающихся на занятии - групповая. На занятии присутствуют дети двух параллельных воспитательных групп в количестве до 16 человек.
Занятия проводятся в виде комплексно-игровых с построением по различным сюжетам с опорой на лексические темы.
ООД по логоритмике включает следующие виды упражнений:
• Вводная ходьба и ориентирование в пространстве.
• Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.
• Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков (это задача учителя-логопеда). Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.
• Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. На ООД по логоритмике используются:
1. упражнения на развитие диафрагмально-брюшного дыхания,
2. выработка продолжительного речевого выдоха,
3. тренировка согласованной работы дыхательной, голосовой и артикуляционной систем.
• Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат. В холодное время года эти упражнения выполняются ежедневно в качестве профилактики простудных заболеваний. На ООД используются фонопедические упражнения по В. Емельянову, не только развивающие голосовые связки, но развивающие и певческие навыки дошкольников.
• Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.
• Чистоговорки обязательны на каждой ООД. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.
• Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач.
• Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.
• Пение песен и вокализов развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков. Процесс развития певческих способностей у детей с речевыми нарушениями направлен не только на формирование их художественной культуры, но и на коррекцию голоса, артикуляции, дыхания.
• Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на ООД по музыкальному воспитанию, проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка звучит фоном. Очень полезно использовать лепку несложных фигур, оригами, выкладывание несложных узоров мозаики под проговаривание текста игры.
• Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения. Кроме известных музыкальных инструментов на занятии можно совместно с детьми изготовить и поиграть на самодельных инструментах – «шумелках» из коробочек и пластмассовых бутылочек, наполненных различной крупой, «звенелках» из металлических трубочек, «стучалках» из деревянных палочек и кусочках бамбуковой удочки, «шуршалках» из мятой бумаги и целлофана.
• Театральные этюды. Очень часто у детей с речевыми нарушениями маловыразительная мимика, жестикуляция. Мышцы лица, рук, всего тела могут быть вялыми или скованными. Мимические и пантомимические этюды развивают мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек), пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение. Это укрепляет в дошкольниках чувство уверенности в себе, возможность точнее управлять своим телом, выразительно передавать в движении настроение и образ, обогащает их новыми эмоциональными переживаниями.
• Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; приобщают к сотрудничеству. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.
• Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, побуждают детей выполнять правила игры.
1.10. Формы подведения итогов реализации Программы
Система контроля включает в себя: мониторинг неречевых психических функций по Н. В. Серебряковой, Л. С. Соломахе.
Мониторинг проводится в начале учебного года учителем-логопедом и музыкальным руководителем с целью исследования состояния слухового внимания детей, восприятия и воспроизведения ритма, умения ориентироваться в пространстве, общей и ручной моторики, речевой моторики. Результаты мониторинга учитываются при составлении планов ООД по логоритмике. Повторное исследование (итоговый контроль) проводится при проверке знаний, умений и навыков по завершению Программы в конце учебного года, с целью отслеживания динамики изменений состояния неречевых психических функций детей в процессе ООД по логоритмике. Формы итогового контроля: мониторинг неречевых психических функций по Н. В. Серебряковой, Л. С. Соломахе, открытое итоговое занятие, анкетирование.
С целью определения степени усвоения детьми программного материала может быть проведен промежуточный контроль в форме открытого занятия.
1.11. Ожидаемые результаты
Учитывая индивидуальные особенности детей с ограниченными возможностями здоровья, ориентируясь на возраст воспитанников в сферах
деятельности, в которых происходит процесс освоения материала Программы «Музыкальная логоритмика», в Программе определен объем знаний, умений, навыков и личностных качеств, которыми должны овладеть дети.
Старшая группа:
• Сформированность знаний по лексическим темам.
• Сформированность умений выполнять движения в соответствии со словами.
• Сформированность правильного речевого и физиологического дыхания.
• Способность правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в слоговых рядах, дифференцировать парные согласные звуки.
• Способность выполнить оздоровительные упражнения для горла, для улучшения осанки, дыхательные и пальчиковые упражнения, самомассаж лица и массаж тела, этюды на напряжение и расслабление мышц тела.
• Способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении.
• Улучшение показателей слухового, зрительного, двигательного внимания, памяти.
• Положительные результаты мониторинга музыкальных и творческих способностей детей в соответствии с возрастом дошкольников (дети внимательно слушают музыку, активно отвечают на вопросы о характере и содержании музыкальных произведений, поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах, сочиняют мелодии, ритмические рисунки, танцевальные и общеразвивающие движения).
• Улучшение результатов мониторинга развития речи.
• Воспитание бережного отношения к природе, животным.
• Воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, заботе о своем здоровье и здоровье окружающих.
Подготовительная к школе группа:
• Сформированность знаний, расширение словарного запаса по лексическим темам, умение самостоятельно составлять небольшие рассказы на определенную тему, придумывать необычные окончания знакомых сказок, песен
• Сформированность умений ритмично выполнять движения в соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер, образ.
• Сформированность модуляции голоса, плавности и интонационной выразительности речи, правильного речевого и физиологического дыхания, умения правильно брать дыхание во время пения.
• Сформированность произносительных навыков, подвижности артикуляционного аппарата.
• Способность правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в слоговых рядах, дифференцировать парные согласные звуки в слоговых рядах, словах, чистоговорках.
• Способность выполнить оздоровительные упражнения для горла, для улучшения осанки, дыхательные (по А. Стрельниковой) и пальчиковые упражнения, самомассаж лица (по А. Уманской) и тела, психогимнастические этюды на напряжение и расслабление мышц тела, на преодоление двигательного автоматизма.
• Способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении, перестраиваться в колонны и шеренги, выполнять различные виды ходьбы и бега.
• Способность координировать движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагировать на смену движений.
• Положительные результаты мониторинга музыкальных и творческих способностей детей в соответствии с возрастом дошкольников (дети внимательно слушают музыку, активно отвечают на вопросы о характере и содержании музыкальных произведений, поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах, сочиняют мелодии, ритмические рисунки, танцевальные и общеразвивающие движения).
• Улучшение результатов мониторинга развития речи, в том числе и диалогической.
• Воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к культуре и традициям народов России, родного края, труду людей.
• Воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих людей.
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»