Охрана окружающей среды

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ (последняя редакция) 20.02.2024

Статья 74. Экологическое просвещение

  1. В целях формирования экологической культуры в обществе, воспитания бережного отношения к природе, рационального использования природных ресурсов осуществляется экологическое просвещение посредством распространения экологических знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов.
  2. Экологическое просвещение, в том числе информирование населения о законодательстве в области охраны окружающей среды и законодательстве в области экологической безопасности, осуществляется органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, средствами массовой информации, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность, учреждениями культуры, музеями, библиотеками, природоохранными учреждениями, организациями спорта и туризма, иными юридическими лицами.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Законодательство в области охраны окружающей среды, природопользования и экологической безопасности

Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, определяет Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ. Он регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду, в пределах Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ.
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» является базовым законом, на основании которого строится все природоохранное законодательство Российской Федерации.

Правовые отношения в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, рационального природопользования определены в следующих действующих законах, которые условно можно разбить на четыре группы:

Общие законопроекты

1. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ.
2. Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23.11.95 № 174-ФЗ (с изменениями от 15.04.98).
3. Федеральный закон «О гидрометеорологической службе» от 09.07.98 № 113-ФЗ.
4. Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» от 08.08.2001 № 134-ФЗ.

Блок законопроектов по экологической безопасности

1. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.99 № 52-ФЗ.
2. Федеральный закон «О защите населения территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.94 №б8-ФЗ.
3. Федеральный закон «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности» от 05.06.96 № 86-ФЗ с изменениями от 12.07.2000 № 96-ФЗ.
4. Федеральный закон «О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением» от 25.11.94 № 49-ФЗ.
5. Федеральный закон «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» от 19.07.97 № 109-ФЗ.
6. Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.97 № 117-ФЗ (с изменениями от 30.12.01).
7. Федеральный закон «Об отходах производства и потреблениях от 24.06.98 № 89-ФЗ (с изменениями от 29.12.2000 № 169-ФЗ).

 Информация о состоянии окружающей среды (экологическая информация) (введена Федеральным законом от 09.03.2021 N 39-ФЗ)

1. Информация о состоянии окружающей среды (экологическая информация) является общедоступной информацией, к которой не может быть ограничен доступ, за исключением информации, отнесенной законодательством Российской Федерации к государственной тайне.

2. Информация о состоянии окружающей среды (экологическая информация), обладателями которой являются федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, предоставляется указанными органами в порядке, установленном Федеральным законом от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

3. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, которые обладают информацией о состоянии окружающей среды (экологической информацией), или уполномоченные ими организации размещают на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и с использованием федеральной государственной информационной системы состояния окружающей среды информацию о состоянии окружающей среды (экологическую информацию) в форме открытых данных, содержащую в том числе сведения (сообщения, данные):  (в ред. Федерального закона от 04.08.2023 N 450-ФЗ)

1) о состоянии и загрязнении окружающей среды, включая состояние и загрязнение атмосферного воздуха, поверхностных вод водных объектов, почв;

2) о радиационной обстановке;

3) о стационарных источниках, об уровне и (или) объеме или о массе выбросов, сбросов загрязняющих веществ;

4) об обращении с отходами производства и потребления;

5) о мероприятиях по снижению негативного воздействия на окружающую среду;

6) о состоянии многолетней (вечной) мерзлоты, а также о мерах по предупреждению последствий деградации вечномерзлых грунтов;

(пп. 6 введен Федеральным законом от 10.07.2023 N 297-ФЗ)

7) иные сведения, определяемые Правительством Российской Федерации.

(пп. 7 введен Федеральным законом от 04.08.2023 N 450-ФЗ)

4. Правила размещения и обновления федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями информации о состоянии окружающей среды (экологической информации) на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в том числе содержание информации о состоянии окружающей среды (экологической информации) и форма ее размещения, утверждаются Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 04.08.2023 N 450-ФЗ)

Экологические сайты:

http://www.mnr.gov.ru/ – Министерство природных ресурсов России

http://www.ecocommunity.ru/  –Экология / Всё об экологии

https://ecosphere.press/ – События "Экосфера"

http://saveplanet.su/ – «Сохраним планету»

экокласс.рф/ - Экокласс (общероссийские экоуроки)

Экологическая безопасность в детском саду

Основам безопасного поведения в природе необходимо уделять много внимания и включать в разнообразные виды деятельности детей. Развивать умения предвидеть последствия своих действий по отношению к окружающей среде, понимание широкого понятия – экологическая опасность. Воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом.

Задачи экологической безопасности в ДОО

 1. Понимание значения природы в жизни человека и формирование бережного отношения к окружающему миру, умение видеть красоту природы, чувствовать себя её частью, желание как можно чаще общаться с природой.
2. Осознанное, бережное отношение к воде, как к важному природному ресурсу, экономичное её использование. Экологически грамотное поведение во время отдыха на берегу водоёмов.
3. Знание источников загрязнения воздуха, понимание опасности загрязнённого воздуха для здоровья, формирование привычки избегать загрязнённых мест.
4. Развитие эстетического вкуса детей в процессе знакомства с изделиями из природных материалов. Воспитание бережного отношения к объектам неживой природы и сделанным их них предметам. Формирование интереса и навыков наблюдения.
5. Воспитание эмоционального, бережного отношения к растениям, умения сопереживать им как живым существам, наблюдать за их жизнью и желания защищать их.
6. Воспитание бережного отношения к животным, понимание необходимости существования всех видов, не использовать деление на «вредных» и «полезных», красивых и некрасивых. Формирование навыков ухода за домашними животными, обитателями уголка природы.
7. Понимание необходимости охраны диких животных, их домов и местообитаний. Правила поведения по отношению к животным во время пребывания на природе. Умение наблюдать за животными, прогнозировать последствия своих действий по отношению к ним. Относится доброжелательно к животным, обитающим рядом с ними.
8. Бережное, эмоциональное отношение ко всем лесным жителям, соблюдение правил поведения в лесу, понимание последствий экологически неграмотного поведения (разведение костров, уничтожение деревьев, разорения муравейников, сбора растений для букетов, отлова животных). Умение видеть красоту в каждом объекте живой и неживой природы.
9. Участие совместно со взрослыми в природоохранной деятельности. Преодоление потребительского отношения к природе, формирование потребности жить в гармонии с ней.

Деятельность с детьми в группе и дома

1. Наблюдения в природе за живыми и неживыми объектами.
2. Походы и экскурсии на природу.
3. Посещение выставок и природоведческих музеев.
4. Чтение художественной литературы.
5. Знакомство с народными пословицами, приметами, календарём.
6. Изготовление поделок из природного материала. Изобразительная деятельность.
7. Придумывание и загадывание загадок.
8. Просмотр телевизионных передач о природе. Слушание музыки.
9. Настольно-печатные и дидактические игры природоведческого характера.
10. Игры природоведческого содержания: подвижные, творческие, словесные. Математические задания.
11. Рассматривание сюжетных и пейзажных картин. Рассказы по серии картинок.
12. Природоведческие познавательные беседы.
13. Экспериментирование с природным материалом, исследования.
14. Коллекции природного материала. Продуктов питания, вещей ухода за животными, открыток, календарей.
15. Уход за растениями и животными.
16. Трудовая деятельность на природе: сбор урожая помощь в выращивании плодовых культур, сбор трав и листьев для гербария и поделок, окапывание клумб, выращивание растений.
17. Природоохранная деятельность: подкормка птиц, уборка мусора, участие в озеленении двора, участка детского сада.
18. Изготовление книжек-самоделок и плакатов о животных, растениях и по природоохранной деятельности.
19. Составление правил безопасного поведения в природе: с живыми и неживыми объектами.

План работы по экологической безопасности в ДОО на учебный год

Цель: способствовать экологическому просвещению и образованию дошкольников и родителей (законных представителей), формированию основ экологической культуры и привитию природоохранных традиций.

Задачи:

  1. Подвести к пониманию важности проблемы взаимоотношения человека с природой и последствий деятельности человека в ней.
  2. Расширить представления родителей (законных представителей) и детей о том, что в природе ничто не исчезает бесследно, и очень важно научить ребенка защищать природу, любить её и уметь охранять.
  3. Повысить уровень экологической культуры и информированности педагогов, детей и родителей.
  4. Формировать детско-родительские отношения в духе воспитания интереса и экологически правильного отношения в природе.

Мероприятие

Сроки

Ответственные

Организационные мероприятия

1

Разработка и утверждение плана мероприятий на учебный год

сентябрь

Старший воспитатель

4

Обновление информации «Охрана окружающей среды» на официальном сайте ДОО

В течение года

Старший воспитатель

Методическая работа с педагогами

1

Оформление выставки методической литературы и пособий по экологическому воспитанию дошкольников

сентябрь

Старший воспитатель

2

Консультации для педагогов:

-«Экологический календарь»

-«Экологическое воспитание в ДОО в соответствии с ФГОС ДО»

-«Эколого-развивающая среда»

в течение года

Старший воспитатель, воспитатели

3

Оформление наглядной агитации, папок-передвижек, ширм по охране окружающей среды

в течение года

воспитатели

4

Изготовление буклетов, памяток на природоохранную тематику

в течение года

воспитатели

5

Пополнение экологических центров материалами для экспериментирования, игровой и трудовой деятельности, экологических игр по возрастным группам, изготовление атрибутов, наглядного материала

в течение года

воспитатели

6

Участие в городских конкурах по экологическому образованию детей

в течение года

воспитатели

7

Подготовка отчетов и презентаций о проделанной работе за учебный год по группам

май

воспитатели

Воспитательно-образовательная работа

1

Тематические занятия познавательного цикла

в течение года

воспитатели

2

Организация игровой деятельности дошкольников природоохранного содержания

в течение года

воспитатели

3

Цикл наблюдений за объектами живой природы

в течение года

воспитатели

4

Изготовление совместно с детьми лэпбуков, макетов экологической направленности

в течение года

воспитатели

6

Участие в мероприятиях Дней защиты от экологической опасности

апрель

воспитатели

7

Чтение детской художественной и энциклопедической литературы о природе

в течение года

воспитатели

8

Участие в городском конкурсе «В Эко-царстве, в природном государстве» В рамках городской Программы «Экологический калейдоскоп»

март

Педагоги средних групп, музыкальный руководитель

10

Экологические акции:

-«Всероссийский экологический субботник «Чистый детский сад» / «Очистим планету от мусора»/

-«Посади дерево!»

-«Птичья столовая»

-«В защиту зелёных ёлочек»

- Ресурсосберегающая акция «Берегите воду!»

- Природоохранная акция «Знаки сделаем мы дружно и расставим там, где нужно, чтобы людям показать, как природу охранять».

-«Подарим книжке вторую жизнь – спасём одно дерево»

-«Защищаем первоцветы!»

сентябрь, апрель

октябрь, май

ноябрь

декабрь-февраль

декабрь

22 марта

март

апрель

апрель, май

воспитатели

11

Экологические праздники:

-Российский день Леса

-Всемирный день защиты животных

-Синичкин день

-Всемирный день домашних животных

-Международный день заповедников и национальных парков

-Всемирный день кошек

-Всемирный день дикой природы

-Международный день леса

-Всемирный день водных ресурсов (День воды)

-Международный день птиц

-  Всемирный День охраны здоровья

-День экологических знаний

-Марш парков

-День подснежника

-Всемирный день Земли

-Всемирный день охраны окружающей среды

15 сентября

4 октября

12 ноября

30 ноября

11 января

1 марта

3 марта

21 марта

22 марта

1 апреля

7 апреля

15 апреля

18-22 апреля

19 апреля

22 апреля

5 июня

воспитатели

12

Выставка рисунков «Раскрасим весну вместе»

апрель

тьюторы

13

Экскурсии в парк, на берег реки Вологды

в течение года

воспитатели

14

Посадка семян цветочных культур

апрель

воспитатели

15

«Огород на окне»

март

воспитатели

Взаимодействие с семьёй

1

Участие в экологических акциях

в течение года

воспитатели

2

Консультации на экологическую тематику

в течение года

воспитатели

3

Участие в субботнике на территории детского сада

сентябрь, апрель

воспитатели

4

Сбор природного и бросового материала для детских поделок

в течение года

воспитатели

5

Выставка поделок «Огородные фантазии»

сентябрь

воспитатели

6

Сбор макулатуры, отработанных батареек, пластиковых крышек

в течение года

воспитатели

7

Буклеты, листовки, плакаты на экологическую тематику

в течение года

воспитатели

8

Помощь в изготовлении макетов

в течение года

воспитатели

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie